ФАНТАЗИЯ

ФАНТАЗИЯ
– психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека. В психоанализе фантазия рассматривается с точки зрения сознательной или бессознательной деятельности человека, обусловленной внутренним стремлением к исполнению, осуществлению, удовлетворению его желаний.

   Представления З. Фрейда о роли фантазии в жизни человека и возникновении неврозов обнаружились на ранней стадии его исследовательской и терапевтической деятельности. В период становления психоанализа он пересмотрел ранее выдвинутую им концепцию совращения (соблазнения), согласно которой в детстве истерические больные были объектом сексуальных посягательств на них со стороны родителей, родственников, других детей, что привело к психической травме, впоследствии приведшей к возникновению невротического заболевания. Хотя в своих воспоминаниях пациенты сообщали о подобных травмирующих событиях детства, тем не менее З. Фрейд пришел к выводу, что они обманывали аналитика и рассказывали не столько о реальных событиях, сколько о воображаемых ситуациях. Речь шла о фантазиях, в которых искусителями выступали не родители, соблазняющие своих детей, а сами дети, выстраивающие в своем воображении специфические отношения с родителями.

   В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд соотнес фантазии с грезами наяву. Он исходил из того, что в мыслях, скрывающихся за сновидением, важную роль играют переживания детства и основывающиеся на них фантазии. В частности, изучение истерии навело его на мысль, согласно которой в случае доведения до сознания детские эпизоды, будь то воспоминания или фантазии, предстают в форме галлюцинаций, но утрачивают свой характер после сообщения о них аналитику. Одновременно он высказал соображение, что не сновидение создает фантазию, а «бессознательная деятельность фантазии принимает видное участие в образовании мыслей, скрывающихся за сновидением». Рассматривая фантазии в качестве «дневных сновидений», он считал, что, подобно другим составным частям мыслей, фантазии подвергаются смещению, сгущению и в то же время они могут образовывать в неизменном виде содержание сновидения, его фасад.

   Осмысление проблемы фантазирования нашло свое дальнейшее отражение во многих работах З. Фрейда, включая «Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена» (1907), «Истерические фантазии и их отношение к бисексуальности» (1908), «Поэт и фантазирование» (1908), «Семейный роман невротиков» (1908), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений» (1919) и др. В этих работах он сформулировал идеи, в соответствии с которыми с помощью фантазии человек может оживить прошлое; «никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный»; каждая фантазия – это осуществление желания, исправление неудовлетворяющей действительности; в фантазиях воплощаются конституционные свойства личности и вытесненные влечения; фантазия тесно связана с фактором времени, она как бы витает между прошлым, настоящим и будущим; как и сновидения, фантазии имеют определенный смысл; «преобладание фантазий и достижение ими всемогущества создают условия для погружения в невроз или психоз»; в фантазиях детей нередко отражается стремление избавиться от своих родителей и заменить их на других, занимающих более выгодное социальное положение; в «семейном романе» детей наблюдается и такое фантазирование, когда герой-сочинитель устраняет в фантазии братьев и сестер как незаконных; при рассмотрении детских фантазий следут отделять реальное содержание воспоминаний от более поздних, видоизмененных и исказивших их мотивы; фантазия детей не считает неприличным наделять образ матери противоположными материнству признаками мужской силы; фантастическое представление «ребенка бьют» с поразительной частотой встречается у невротиков, и подобное фантазирование связано с интенсивным удовольствием, ранними актами аутоэротического удовлетворения, онанистическим самоудовлетворением.

   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд уделил особое внимание рассмотрению природы и значения фантазии в жизни человека. Он исходил из того, что в процессе фантазирования человек имеет возможность уйти из-под власти принципа реальности и насладиться свободой от внешнего принуждения. В фантазии индивиду удается быть попеременно «то наслаждающимся животным, то опять разумным существом». Создание душевной области фантазии сравнивалось З. Фрейдом с организацией заповедников и национальных парков, где может расти все что хочет. Душевная область фантазии как раз и является «таким лишенным принципа реальности заповедником».

   Поскольку потребность в фантазиях и материал для них рассматривались З. Фрейдом как типичные и характерные для различных людей, то, исходя из этого, он пришел к заключению, что в основе фантазирования лежат «прафантазии», являющиеся филогенетическим достоянием человечества. Это означало, что, с точки зрения психоанализа, человек обладает способностью выходить за пределы собственного переживания в переживание доисторического времени. По этому поводу З. Фрейд писал: «Мне кажется вполне возможным, что все, что сегодня рассказывается при анализе как фантазия – совращение детей, вспышка сексуального возбуждения при наблюдении полового сношения родителей, угроза кастрацией, или, вернее, кастрация, – было реальностью в первобытной человеческой семье, и фантазирующий ребенок просто восполнил доисторической правдой пробел в индивидуальной правде».

   В понимании основателя психоанализа неудовлетворенный человек отворачивается от действительности и переносит свой интерес, свое либидо на желанные образы своей фантазии. В этом отношении наблюдается значительное сходство между художниками и невротиками, живущими в мире фантазий. Однако если художник способен возвратиться из сферы фантазии в реальный мир, то невротик не может вырваться из плена своих фантастических представлений. Художник способен так обработать свои фантазии, что они утрачивают все личное и становятся доступными для наслаждения других людей. В отличие от художника у невротика либидо полностью уходит в фантазии, находит в них путь к вытесненным фиксациям и становится питательной почвой для образования симптомов.

   С точки зрения З. Фрейда, пренебрежение различием между фантазией и действительностью ведет к тому, что для невротика особое значение приобретает не внешняя, физическая, а внутренняя, психическая реальность. В случае психического заболевания содержание фантастического мира выражается в симптомах. Словом, там, где при существующем несогласии с реальным миром нет художественного дарования или оно недостаточно, то есть человек обладает недостаточной способностью к сублимации, там неизбежно либидо, следуя самому происхождению фантазии, «приходит путем регрессии к воскрешению инфантильных желаний, а следовательно, к неврозу».

   Для описания фантазий З. Фрейд использовал немецкий термин Phantasie. В последующей психоаналитической литературе были предприняты попытки провести различие между фантазиями и фантазма-ми: первые соотносились с деятельностью воображения, миром фантазирования как такового; последние – со специфическими продуктами воображения, включающими в себя причудливые выдумки. С. Айзекс предложил различать термины «phantasy» и «fantasy». В статье «Природа и функция фантазий» (1948) он соотнес phantasy c бессознательными психическими процессами, а fantasy c различного рода выдумками и осознанными снами наяву.

   В современной англоязычной психоаналитической литературе при описании фантазий и фантазмов используются термины «phantasy» и «fantasy», во французскоязычной литературе – «fantasie» и «fantasme». Однако, несмотря на такое разграничение понятий, с помощью которых описываются различного рода фантазии, далеко не во всех психоаналитических исследованиях учитывается смысловая нагрузка соответствующих понятий. Некоторые психоаналитики считают, что подобное разграничение не отражает всей сложности взглядов З. Фрейда. Так, в «Словаре по психоанализу» (1967) Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса отмечалось, что, «если каждый раз при употреблении Фрейдом термина Phantasie нужно будет выбирать между phantasy и fantasy, это приведет к большому произволу в истолковании».


   
* * *
(греч. phantasia – воображение) – 1. вообще - способность выдумывать, представлять себе что-либо; 2. продукт воображения, мечта; 3. неправдоподобный вымысел, выдумка; 4. разг. - прихоть, причуда; 5. процесс преобразования структур прежнего опыта индивида в соответствии с его потребностями, желаниями и опасениями. Воображение, по словам Л.С.Выготского, есть способность индивида из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций. Различают 1) активное воображение (осознанное, мотивированное потребностью в творчестве) и 2) пассивное воображение (поток представлений, возникающий без осознанных усилий индивида). 3) Преднамеренное пассивное воображение имеет своим результатом временный уход от действительности и погружение в состояние мечтательности. 4) Непреднамеренное пассивное воображение обнаруживает себя в дремотном состоянии, в сновидениях, в состоянии психического расстройства. 5) Репродуктивное воображение использует представления прошлого с целью изменения памяти о нём, 6) актуальное воображение – преобразование текущих впечатлений для понимания настоящего, 7) предвосхищающее воображение служит структурированию предполагаемого будущего, прогнозированию, планированию. В английском языке существует два сходных термина: fantasy и phantasy. Первый термин означает по преимуществу «каприз, прихоть, прихотливая выдумка» и рассматривается аналитиками как защитный механизм Эго, когда человек использует воображаемые события, чтобы удовлетворить неприемлемые импульсы Ид, то есть невротическое мечтание. Второй термин обозначает «воображение, воображаемое понятие» и относится к образной деятельности, лежащей в основе мышления и чувств. В теоретических работах обычно подразумевается второе значение слова; 2. в психоанализе – всеми школами принято считать, что сознательная психическая деятельность сопровождается, поддерживается, обеспечивается, оживляется и находится под влиянием бессознательной фантазии, которая начинается в детстве, первоначально имеет дело с биологическими процессами и связями и подвергается позднее символическому усложнению. Фантазии, с этой позиции, есть сообщения на языке бессознательного. Расхождения касаются мнений относительно практической ценности построения интерпретаций на материале бессознательных фантазий, но единодушие царит в том, что фантазии, в том числе и креативные или невротические, помещаются в Ид. Согласно З.Фрейду, фантазия - сны наяву, то есть неосознанное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний, не имеющих ничего общего с галлюцинациями, если речь идёт о психически здоровом челевеке. Синоним: Воображение (см.).


* * *
(греч. phantasia «воображение») – несбыточный бред, разгул необузданной мысли, доставляющий человеку удовольствие или, наоборот, являющийся следствием отрицательных эмоций (страха и др.). В ненормальных случаях может доминировать в психической жизни человека, становится средством ухода от реальности.


…Бедные девушки, вернувшись из театра, мечтают о жемчугах и алмазах, шитых золотом платьях и роскошных ожерельях…воображают, как рукоплещет им толпа, как их задаривают, боготворят, похищают… (О. Бальзак, Дочь Евы)



Бывают в середине августа такие солнечные дни, когда блеску слишком много в воздухе… В такие дни хочется смотреть и слушать, и хочется думать о чем-нибудь далеком и сказочном, как хрустальные дворцы (С. Сергеев-Ценский, Сад).



Иногда в подростковый период девочки сочиняют фантастические любовные истории и говорят, что это правда. Даже когда выдумка не любовная, это также имеет эротическую почву (Х. Дейч, Психология женщины).



Часто профессиональные проститутки рассказывают своим посетителям фантастическую историю о том, как их обманули и бросили, или что они жертвы зависти, или что их принудили. Это для них и удовольствие и метод прельщения посетителя (там же).


Ср. воображение, греза, мечта.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "ФАНТАЗИЯ" в других словарях:

  • фантазия — продукт воображения. Ф. изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Ф. позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ФАНТАЗИЯ — ФАНТАЗИЯ, фантазии, жен. (греч. phantasia воображение). 1. только ед. Творческое воображение. Художественная фантазия. У этого живописца богатая фантазия. || Способность воображения, выдумки, догадки. Напрягать свою фантазию. У этого лжеца… …   Толковый словарь Ушакова

  • фантазия — и, ж. fantaisie f., лат. phantasia <гр. 1. Творческое воображение; способность воображать, мысленно представлять что л. БАС 1. Во сне фантазия есть, аки корабль без правителя плавающий. 1726. Пуфф. О должн. человека 34. // Бирж. 286. Предивную …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ФАНТАЗИЯ — (греч. phantasia). 1) способность воображать, создавать новые самостоятельные образы, осуществляемые в худож. произведениях при помощи красок, камня, речи или звуков. 2) мечта, вымысел. 3) В музыке: сочинении, в котором автор, не подчиняясь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • фантазия — См. выдумка, мысль... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. фантазия воображение …   Словарь синонимов

  • Фантазия — деятельность воображения, отличающаяся наибольшеюотрешенностью от условий действительности. Фантазия называется иногдавоображением построительным, в отличие от воспроизводительного,состоящего главным образом в воссоздании пережитого.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ФАНТАЗИЯ —         см. в ст. Воображение. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ФАНТАЗИЯ …   Философская энциклопедия

  • фантазия — безбрежная (Достоевский); богатая (Потапенко); гнилая (Островский); необузданная (А.Измайлов); пылкая (Чюмина) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 …   Словарь эпитетов

  • фантазия —     ФАНТАЗИЯ, утопия, ирон. прожект     ФАНТАЗЕР, прожектер, утопист, фантаст     ФАНТАЗЕРСТВО, маниловщина, прожектерство, книжн. донкихотство     ФАНТАЗЕРСКИЙ, донкихотский, прожектерский …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ФАНТАЗИЯ — ФАНТАЗИЯ, то же, что воображение …   Современная энциклопедия

  • ФАНТАЗИЯ — (от греч. phantasia воображение) музыкальная пьеса свободной формы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Фантазия, Мунари Б.. Что такое фантазия, воображение? Как рождается креативная идея? Каковы механизмы творческого мышления? И можно ли научить творчеству? В поисках ответов на эти вопросы выдающийся итальянский… Подробнее  Купить за 495 руб
  • Фантазия, Бруно Мунари. Что такое фантазия, воображение? Как рождается креативная идея? Каковы механизмы творческого мышления? И можно ли научить творчеству? В поисках ответов на эти вопросы выдающийся итальянский… Подробнее  Купить за 483 руб
  • Фантазия, Op. 17, Шуман Роберт. Репринтное нотное издание Schumann, Robert "Phantasie, Op. 17" . Жанры: Fantasias; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя собственные… Подробнее  Купить за 318 руб
Другие книги по запросу «ФАНТАЗИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»